Сны Большого театра
На исторической сцене Большого, недавно открывшегося после многолетней и многотрудной реконструкции, состоялась первая балетная премьера – «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского и Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича с новыми декорациями Эцио Фриджерио. Поддержку масштабной постановке оказал банк ВТБ
Фото Игорь Василевич
Обновленный спектакль вызвал небывалый ажиотаж. Билеты на все шесть премьерных показов были раскуплены задолго до первого представления. Премьеру посетили даже Президент России Дмитрий Медведев и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Публика не сдерживала эмоций, взрываясь аплодисментами после каждой вариации, а по окончании балета устроила настоящую овацию. Блестяще танцевали абсолютно все участники спектакля – от солистов до кордебалета.
«Спящая красавица» не уходила надолго из репертуара театра: во время реконструкции главного здания балет шел в Кремлевском дворце в декорациях Симона Вирсаладзе, несколько потускневших в последнее время. Артистам Большого хореографический текст «Спящей красавицы» хорошо знаком.
Как сказала прима Светлана Захарова на брифинге перед премьерой, ее Аврора останется прежней. Но тройственность образа волнует балерину, заставляя искать новые краски для юной, лучезарной девушки в первом акте, призрачного видения в сцене с нереидами и счастливой принцессы в торжественном финале.
Светлана Захарова танцевала вместе с американцем Дэвидом Холбергом, приглашенным в труппу Большого. Недавно сложившийся дуэт оказался на редкость гармоничным и элегантным.
Не менее триумфально прошел спектакль с Марией Александровой и Николаем Цискаридзе. Это были два разных представления. Одно – изысканное и тонкое. Другое – темпераментное и радостное. На разные трактовки балета во многом повлияли и дирижеры. Василий Синайский обострил контрасты партитуры Чайковского, разграничив «светлые» и «темные» ее стороны. А Павел Сорокин увлекся многокрасочностью музыки, заставив «любоваться» каждым звуком.

Слева: «Энциклопедией классического танца» назвали главный шедевр Мариуса Петипа давно и по праву. В cложнейшей композиции торжествуют совершенство формы и божественная симметрия. Множество солистов разного ранга, кордебалет и артисты миманса слагают гимн жизнеутверждающей красоте.
Справа: В прологе балета у колыбели новорожденной Авроры танцуют добрые феи. Они наделяют малютку наиболее ценными, на их взгляд, свойствами. Фея Кандид (это имя означает чистосердечие) дарит искренность и нежность, Флер-де-Фарин (в переводе с французского – фея цветущих колосьев) – беззаботность. Фея, рассыпающая хлебные крошки, обещает, что принцесса будет щедрой, а фея Щебечущая канарейка не сомневается в резвом, активном характере девочки. Виолант (смелость), изображенная на снимке в исполнении Елены Андриенко, награждает Аврору пылкостью души и страстностью

Слева: Фея Сирени (Мария Аллаш) – главная покровительница принцессы Авроры и царства Флорестана. Мягкие, плавные движения ее танца будто бы говорят: «Не волнуйтесь, все будет хорошо. Тучи зла не останутся над Землей навечно».
Справа: У вымышленного короля Флорестана, при дворе которого происходит действие «Спящей красавицы», есть достоверный исторический прообраз – Людовик XIV, Король-Солнце. Балет воспроизводит его пышное окружение и сложную дворцовую иерархию.
«Свобода в оковах»

Балет «Спящая красавица» родился в 1890 году на сцене Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Идея спектакля принадлежала Ивану Всеволожскому, занимавшему пост директора императорских театров. Образованнейший человек своего века, Всеволожский задумал действо в духе времен Людовика XIV, разработал сценарный план и, будучи неплохим художником, нарисовал эскизы роскошных костюмов. Он же привлек к работе над балетом Петра Ильича Чайковского. Музыка «Спящей» сочинялась в тесном контакте с балетмейстером – Мариус Петипа предлагал композитору подробно разработанные хореографические планы. Такой метод работы Чайковский воспринял с готовностью, хотя позднее и назвал его «свободой в оковах».
Новое произведение совершило подлинный переворот в мировом балетном театре. Музыка не просто аккомпанировала танцам, как это было прежде, а подчиняла их симфоническому развитию. «Спящая красавица» – вершина гения Мариуса Петипа. Его открытия предугадали хореографию будущего. Так, великий американский балетмейстер Джордж Баланчин признавался, что многие его балеты вышли из сцены нереид второго акта «Спящей».

Слева: Накануне премьеры у Светланы Захаровой нашлось буквально несколько минут для ответов на вопросы журналистов.
Справа: Мариус Петипа знал не только язык классического танца, но и язык цветов. Именно в королевском саду разворачиваются основные события философской сказки. Изысканная символика наполняет весь спектакль. Так, дети, танцующие вальс, одаривают принцессу множеством роз, означающими любовь, царственность и рай на земле.

Слева: Роковой укол Авроры веретеном – драматическая кульминация спектакля.
Справа: Может показаться, что приме-балерине Большого Светлане Захаровой сложнейшая партия Авроры не доставляет никаких трудностей – настолько легко и естественно она танцует. Но каждому спектаклю предшествуют многодневные репетиции под руководством народной артистки СССР Людмилы Семеняки.
Сделано вручную

Эцио Фриджерио – автор декораций новой редакции «Спящей красавицы» в Большом театре. Любители балета почитают его за сотрудничество с Роланом Пети и Рудольфом Нуриевым. А знатоки оперы и драмы ценят мастера как соратника титана итальянского театра, основателя знаменитого Пикколо ди Милано Джорджо Стреллера. В Большом театре Фриджерио не новичок: здесь в его декорациях шли балет «Сирано де Бержерак» и опера «Фальстаф». И с Юрием Григоровичем Фриджерио уже встречался: например, мастера вместе ставили «Спящую красавицу» в Генуе и Варшаве.
Постоянная сотрудница и супруга Эцио Фриджерио, художница Франка Скуарчапино, работала над костюмами. Лауреат «Оскара» за костюмы в фильме «Сирано де Бержерак», тонкий знаток стилей, она предъявила высокие требования к мастерам цехов Большого театра. К чести наших соотечественников, они с лихвой оправдали эти ожидания. Изысканные пачки балерин, камзолы танцоров, пышные одеяния мимических персонажей выполнены безукоризненно. Они украшены кружевом ручной работы и искусной вышивкой. Казалось бы, уже из пятого ряда зрителям не разглядеть таких изысков. Но подлинность фактуры очень важна для ощущения особой – возвышенной и аристократичной – атмосферы «Спящей красавицы». А картины, возникающие на сцене, сравнимы с драгоценными антикварными шпалерами.

Слева: Фея Сирени (Мария Аллаш) и принц Дезире (Дэвид Холберг) направляются будить Аврору, усыпленную сотню лет назад веретеном Карабос. Они плывут из царства мертвых в мир живых. Лесная река в «Спящей красавице» сопоставима с Летой из древнегреческой мифологии. Американский солист Дэвид Холберг приглашен в Большой театр недавно. Танцор быстро освоился на величественной сцене. Его принц Дезире очаровал публику безукоризненной техникой и галантными манерами.
Справа: Линии архитектурного пейзажа декораций вторят четкой геометрии танца Мариуса Петипа.

Слева: По версии авторов балета фея Карабос не просто обиженная колдунья-мстительница, а воплощенное мировое зло. По традиции эту гротескную партию исполняет мужчина. Мощная игра Алексея Лопаревича усиливает инфернальность адского создания.
Справа: Пробуждение Авроры – безусловная победа любви, добра и справедливости. Сказочным символам нередко придавались и конкретные смыслы. В ожившей принцессе видели метафору великолепного Петербурга, победившего водную стихию бешеной Невы, и даже всей Российской империи во времена ее возвышения и расцвета.