"ВОЗВРАЩЕНИЕ" (фильм Андрея Звягинцева - "Золотой Лев" Венецианского кинофестиваля)
Фильм «Возвращение» - это явление чисто русской культуры и именно это почувствовал и оценил Запад – он увидел сложный, противоречивый мир русского человека. Звягинцев тем самым «возвращает» русской культуре ее законное место в мировом искусстве...

Выход дебютного фильма Андрея Звягинцева «Возвращение» обнажил всю нищету отечественного киноистэблишмента. В то время, как Запад рукоплещет новоявленному киношедевру, Дома его ждут скупые слова поздравлений, которые тонут в море ехидных заметок и разгромных статей «маститых» киноведов. Ситуацию пытались вырулить вручением «Золотого орла», чтобы уж совсем не ударить в грязь лицом перед фестивалями класса «А», на которых картина была нарасхват, но настолько было явно, что «наш Орел» и «их Лев» — из разных весовых категорий, что Звягинцев на церемонии вручения отделался фразой: «Спасибо, что нас заметили на Родине». На одной из телепередач, посвященной обсуждению этого фильма, договорились до того, что в фильме, понятное дело, ничего особенного-то нет, но он снят по неким правилам (!), после чего ему просто нельзя не дать премию (!). Гениально! По этим, наверное, причинам «Возвращение» к «Оскару» не подпустили!
В чем же причина такого неприятия? На мой взгляд, она кроется в нежелании стать узнаваемыми, боязни стать самими собой. Фильм «Возвращение» — это явление чисто русской культуры и именно это почувствовал и оценил Запад – он увидел сложный, противоречивый мир русского человека. Звягинцев тем самым «возвращает» русской культуре ее законное место в мировом искусстве. И этот фильм лишний раз подтверждает, что русская культура, сознательно или подсознательно, всегда имеет христианское начало. Не знаю, на сколько осознанно введены в фильм христианские параллели, но они очень явно бросаются в глаза. Перечислю лишь то, что обратило мое внимание: хронология фильма – неделя, причем события начинаются в воскресенье, которое, согласно христианской традиции – первый день недели; картинная сцена – спящий отец, полностью повторяющая известную картину средневекового итальянского художника Андреа Монтенья «Мертвый Христос» (это сцена особенно поразила веницианскую публику); фотография отца, обнаруженная Иваном в иллюстрированной Священной Истории на странице «Принесение Авраамом в жертву Исаака» (затем этот момент будет присутствовать в финале картины); семейная трапеза подчеркнуто-иерархична; наконец – смерть отца в пятницу. Все эти сознательные или несознательные параллелизмы заставляют признать мысль Тертуллиана о том, что душа у человека по природе христианка.
О чем же фильм? Это история обретения отца. К двум братьям приезжает отец, которого они никогда не видели. Они отправляется в путешествие на водопады, по ходу следования выясняется, что отец должен посетить некий остров, и он берет мальчиков с собой. Во время путешествия отец учит братьев навыкам суровой жизни, чем вызывает острое неприятие себя у меньшего брата Ивана и подобострастное подчинение старшего Андрея. Конфликт отцов и детей перерастает в то, что отец замахивается топором на провинившегося Андрея («Принесение Авраамом в жертву Исаака»), на что младший Иван кричит: «Я убью тебя! Я тебя ненавижу!». После чего следует сцена погони и отец срывается насмерть с вышки. Братья понимают, что случилось, что-то страшное и ужасно-непоправимое. Когда первый раз смотришь этот фильм, и еще не знаешь каким будет его финал – внезапная смерть отца просто шокирует. Печально-звучащий дудук только подчеркивает безысходность происшедшего. Братья понимают, что отец был им дорог, они не просто испугались смерти «какого-то» человека, они осознали ценность отца, необходимость его присутствия в их жизни. Возвращение через потерю, через смерть. Очень христианский взгляд. Фильм оставляет много неразрешенных вопросов: кем был отец; с кем он вел телефонные разговоры; что за клад был им найден на острове – это все остается недосказанным, а значит и не нужным.
«Возвращение» вернуло России былую славу в киноискусстве, а главное, показало, что снимать настоящее русское кино – это не значит делать лубочную картину «а-ля Михалков». Настоящее русское кино всегда ставит извечные вопросы о жизни и смерти, о любви и ненависти, о правде и лжи. И главное зависит от нас, захотим ли мы честно отвечать на эти вопросы или, отмахнувшись от них, будет продолжать жить в мiре «мыльных» телеиллюзий.
С «Возвращением» всех нас!
Оставить свой отзыв о прочитанном
Предыдущие отзывы посетителей сайта:
groal:
Возвращение
Параллели: страна Мориа, посреди моря.- Лодка, падающая в начале, накрывает отца в конце.- Вопрос Ивана зачем (при уверенности, что идут в поход) и вопрос и Писания где жертва лоя всесожжения...
По-моему параллели сознательные.-
Христина Макеева:
подделка или Божий дар и яичница
Прости Господи! Какая русская культура?! Совершенно противоположные ощущения от картины - абсолютно прозападная, не наша, не живая,не искренняя, не настоящая и, в конце концов, просто плохо, непрофессионально сделанная! Когда смотрела, сердце сжималось от чувства стыда, что нам дают награды за такое!!! Смеются над нами! Не хочется говорить, что в картине пошлость на пошлости, цитаты в лоб, шито белыми нитками, потому что режиссёр - делитант, неумеха, и это хочется простить ему, как начинающему, может, научится ещё! Непростителен такой ажиотаж вокруг пробного ученического опуса. Диалоги отвратительные, игра актёров посредственная. Нет в этой картине жизни, сплошное надуманное враньё, напичканное цитатами. Многое раздражало в картине, но то, что её называют явлением чисто русской культуры совсем возмутило меня: здесь не только русской, но и культурой-то пока не очень пахнет. Затронут ли душу такие теплохладные христианские (католические, не православные) параллели, этот высосанный из пальца сюжет с большими "европейскими" амбициями. Замах на религиозную философию - это очень серьёзно. Думается, что совершенства в подобном жанре достиг Ингмар Бергман, но Юрию Звягинцеву до него, как до небес. В реальности - жалкие потуги, люди-тени и пшик! В этой картине я вижу не сложный противоречивый мир русского человека, а неумелую дрожащую руку художника, который хочет заработать, делая копии великих художников, а сам ещё и пропорций-то не знает, и в композиции не силён. Он едва только научился смешивать краски. Может быть, я излишне эмоцианальна, но просто обидно, когда подделку выдают за шедевр. В России не мало настоящих христианских шедевров (в основном, правда, в литературе), и не надо равнять Звягинцева, я уж не говорю с Гоголем и Достоевским, да и до своих современников и соотечественнико Досталя, Хотиненко, Бортко, Рогожкина, ему, как до звёзд. Дай Бог не возгордиться рабу Своему Юрию, пусть эта случайная слава не затуманит его очи!
Христина Макеева
Марова Светлана:
восхищение
Спасибо режиссеру Звягинцеву!Фильм-философия.Фильм-жизнь.Два моих сына в такой же ситуации повели бы себя так же по-разному.Отец-неожиданный и сильный,но все-таки чужой.Таких,наших,фильмов давно не было.
Спасибо
Smile:
Возвращение
А на мой взгляд, фильм не о "русской" или "западной" дуще, а о "человеческой" душе.
Какая угодно игра актеров(слабая или сильная) какие угодно диалоги (реальные или нет), но идея - отношения отца/ребенка-отца/матери, сына и еще одного сына - и мира вокруг них - тема вечная.
Хорошо, что ее подняли еще раз.
soft:
потресение!
этот фильм чертовски хорош,и нереально поразителен!Безумно красивые сьемки,профессиональные фото в конце фильма,которые позволяют раскрыться чувствам в полной мере,и понять,что же это все-таки было...Музыка берет за душу и делает свое дело!Невообразимо гениальные актеры,не играют,а живут.Удивительный сюжет,раскрывающий тему.Посмотрев этот фильм,каждый поймет его по-своему,если вообще поймет и оценит.Ведь если фильм действительно хорош,то публика разделится на тех,кто ЗА,и на тех,кто ПРОТИВ.Гениальный фильм не может всем нравиться-либо его никто не понял,либо он не достаточно хорош.О чем и сведетельствует вышеупомянутый фильм-мнения разделились!Что касается меня,то я отношусь к тем,кто ЗА,при том всеми руками и ногами.Этот фильм один из тех немногих,которые воспитывают человека,его душу...Его можно смотреть тысячу раз,и каждый раз будет новым!Немогу найти тех слов,которые передали бы мои чувства...СПАСИБО ВСЕМ,КТО ПОДАРИЛ НАМ ЭТОТ ФИЛЬМ!!!
Creol:
Чё ты там нашёл русского, братан? Может быть не "русского", а "рюсского"? Интересно, появилась бы эта статья, если бы на Западе фильм прошёл незамеченным? Да никогда в жизни. По той простой причине, что не имея за душой своего родного национального эстетического мирочувствования для множества из нас последней инстанцией в постижении истины по-прежнему остаётся Запад, дорогой и любимый. А фильм этот очень слабенький, скучный, натянутый (на что-то), однако очень сильно надутый, претенциозный, с намёками на какую-то несуществующую глубину и умозрительную философию.(Явные признаки начинающего и неумелого художника). Именно такие надутые пустышки – воздушные шарики - очень нравятся западной публике. Они думают, что это и есть ОНА, та самая таинственная Великая Русская Духовность. Где-то, когда-то они об этом слышали. (Ну, как же, спроси у них о русской культуре – в один голос – «Достоевский»! Почитали бы они его дневники, мягко говоря, пришли бы в недоумение.) Давно разучившиеся сами отличать дух от плоти, вечное от тленного, они и нас влекут туда же со своим наглым высокомерием. Для русского человека высокая западная оценка нашего произведения искусства может (и должна) вызывать только равнодушную усмешку, не более. Наши действительно великие русские фильмы, где есть тепло, жизнь, ЛЮБОВЬ, живые искренние актёры, узнаваемая, правдивая жизнь без этих дурацких "наплывов", "наездов", каких-то безумных многоминутных изображений различных предметов - всё это у западного человека не вызывает ровным счётом ничего, кроме скуки. Я это видел лично. Жизнь их не привлекает, зато как шакалы сбегаются на всякий запах мертвечины.
Oleg Radetski:
мда
.....ничего мерзее не видел....
tjrjgitj:
возвращение
мой любимый фильм
Посетитель сайта:
СРОЧНО!!! Конкретное дело
Уважаемые форумчане!
Можете ли вы помочь хорошему человеку, который вляпался в тяжелейшую ситуацию, «благодаря» вниманию спецслужб?
В мире тратятся миллиарды на организацию кошачьих гостиниц, спасение заблудившихся медведей и восстановление популяции розовых фламинго. И все это, конечно же, очень важно и нужно. Тем временем, человек буквально погибнет, если ему не помочь сейчас же, немедленно.
КОРОТКО – СУТЬ:
Он много лет живет без документов и гражданства из политических соображений. По убеждениям – диссидент. Никаких уголовных пятен нет и не было. Папу раз переезжал из города в город, зарабатывал на жизнь по гонорарной системе – «за работу гроши сразу». Весной прошедшего года, в рамках предвыборной зачистки, попал под колпак эфэсбэ, по письму которого против него было сформулировано дело об административном правонарушении. Суд, штраф. И с этого момента начались стандартные меры по запугиванию, потом на хвост ему упали черные риэлтеры, отобрали квартиру. На работу теперь нигде не берут, жить негде, женщина ушла, собака сбежала…
Два варианта: под забор или на помойку. Есть третий: два пузыря водки – и в степь, замерзать.
Лично я ему ничем помочь не могу – сам нищ, как церковная мышь, хотя (пока что) «сыт, пьян и нос в табаке».
Есть интересные подробности, которые он, конечно же, расскажет о себе – но только тем, кто СМОЖЕТ, ЗАХОЧЕТ И ВОЗЬМЕТСЯ помочь ПРАКТИЧЕСКИ.
ТОЛКОВЫЕ советы – тоже помощь, но дохленькая, ахи-вздохи, осуждение и цокание языком – бабская реакция, до которой, надеюсь, никто из присутствующих не опустится.
Если у кого-то возникнет КОНСТРУКТИВНОЕ предложение – прошу ко мне в личку, я передам и состыкую.
Вячеслав:
Поразительный фильм
Поразительный по красоте фильм, каких у нас давно уже небыло..
Не мог оторваться от восхитительных кадров...
Просмотрел этот фильм буквально час назад, и наткнулся на интересное сравнение в интернете после просмотра фильма...
...что отец - это то советское прошлое которым веет из всего фильма... а пацаны - это Россия...
Евгений:
Огромная благодарность режиссеру и сценаристу, а также актерам фильма!
Это самый трогательный фильм, он задел меня за живое! Те кто рос без отца поймут меня!
Посетитель сайта:
Возвращение Звягинцева
Фильм очень талантливо снят,если режиссера не заплюют наши критики и критиканствующие зрители,то,возможно,мы еще увидим не один фильм этого очень талантливого молодого человека. Критикам редко что нравится в нашем отечестве, а меня,зрителя,он потряс и ошеломил.
15 октября 23:12, Настя:
Фильм - жуткая чернуха. Почему у нас в России считается, что настоящее киноискусство может быть только мрачным, отдающим мертвечиной! Лодка, вода, мертвец, вам не кажется, это это уже где-то было?! Унылый фильм ни о чем душевнобольного режиссера. А если кому-то понравилось, советую посмотреть Овсянки, он хоть короче))
9 июля 03:16, Посетитель сайта::
Возвращение
Потрясающий фильм! до сих пор под впечатлением, заставляет задуматься о многом. Спасибо!